• Разрешение на строительство
  • Узаконить самострой
  • Ввод объекта в эксплуатацию
  • Земельные вопросы
  • Документы на сделку

Документы на сделку

С 1 января 2013 г. оформить покупку недвижимости можно  прямо у нотариуса всего за пару часов. При этом в БТИ не нужно будет ходить ни до, ни после сделки, если того не пожелает сам покупатель, роль БТИ сводится к минимуму.
 
Отпадает необходимость обращаться в БТИ для получения техпаспорта как до заключения сделки купли-продажи недвижимости, так и после. С 1 января утрачивают силу некоторые нормативные акты, которые требовали продавца предоставлять на сделке “свежий” техпаспорт, который БТИ изготавливал в течение 30 рабочих дней. Теперь обновлять техпаспорт нужно будет только по желанию сторон (фактически – покупателя, если тот недоволен документом или нашел различия между тем, что в нем написано и тем, как выглядит квартира) или в случае, если на объекте недвижимости были проведены перепланировки. После заключения сделки покупателю также не придется бежать в БТИ, чтобы перерегистрировать техпаспорт на себя.
 
Всю сделку можно провести у нотариуса за несколько часов:
Исходя из вышесказанного, нотариус останется единственной обязательной инстанцией, которую нужно будет пройти при покупке недвижимости. У него есть доступ к единому реестру недвижимого имущества и его отягощений, поэтому он сможет как проверить объект до продажи, так и обновить информацию в реестре после завершения сделки. 
 
Информация из госреестра:
  • Выдержка – предоставляется собственнику недвижимости или его уполномоченному лицу.
  • Информационная справка – выдается на основании письменного запроса органам государственной власти (суду, прокуратуре, органам местного самоуправления, МВД, СБУ, ГНСУ и т.д.).
  • Выписка – ее может получить собственник или правовладелец. Документ содержит информацию о лицах, которые получили ведомости о правах и отягощениях, связанных с объектом недвижимости.
Таким образом, в любом из указанных документов будет содержаться информация об объекте недвижимости, но не информация о ее владельце.
 
Права на недвижимое имущество, возникшие и зарегистрированные в установленном порядке до 2013 года, будут признаваться действительными и с 1 января 2013 года. Законодательство не предусматривает обязанности обращаться за их «перерегистрацией» в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. В случае обращения по желанию лица за проведением такой перерегистрации госпошлина не взимается.
 

Сделки по земле

С 2017 года нотариусы имеют очень широкие полномочия позволяющие им в одном месте получить практически все необходимые для сделки выписки и провести сделку. Нотариус при оформлении договоров отчуждения земельных участков проверять наличие либо отсутствие отягощений согласно данным Государственного земельного кадастра. На данный момент в соответствии с Временным порядком ведения Государственного реестра земель документом, подтверждающим это, является  извлечение из Государственного земельного кадастра. Получить это извлечение могут (не считая госорганов) лишь владельцы участков, их наследники и уполномоченные ими лица. Для покупателя этот документ гарантирует отсутствие неприятных сюрпризов типа ипотеки, сервитутов и прочих прав третьих лиц на покупаемый участок.
 
Стоит отметить, что в процессе оформления сделки нотариус самостоятельно заглянет еще и в Единый реестр запретов на отчуждение недвижимого имущества. Кстати, согласно соответствующему положению, извлечение из него может получить любое лицо. То есть покупатель имеет возможность заранее проверить участок на наличие непреодолимых препятствий для покупки.
 
Так же необхдима справка о наличии/отсутствии на земельном участке строений (для участков под застройку). Выдается она местным органом самоуправлению. 
 
Для удостоверения сделки необходимы документы:
  • Оригиналы правоустанавливающих документов на землю;
  • Нормативно-денежная оценка (для договора дарения);
  • Экспертная оценка (для договора купли-продажи);
  • Справка о наличии/отсутствии строений на участке;
  • Согласие всех совладельцев земельного участка.
Нотариус может потребовать и другие документы, если покупатель не хочет экономить на собственной безопасности, это требование нотариуса вполне можно поддержать. Грамотно проведенная экспертная оценка будет означать увеличение госпошлины за оформление сделки, однако позволит более надежно подтвердить сумму сделки в случае, если по тем или иным причинам ее придется разорвать.

Сделки по недвижимости

Для проведения операции по продаже недвижимости вам необходимо обратиться к нотариусу по месту нахождения недвижимости.
 
Документы необходимые для проведения сделки по недвижимости:
  • Оригиналы правоустанавливающих документов;
  • Паспорт и код собственника;
  • Экспертная оценка;
  • Форма № 3 о прописанных лицах;
  • Оригинал технического паспорта.

Оформление наследства

Оформление наследства происходит в 3 этапа:

Этап №1: Подаем заявление нотариусу.

Для того чтобы нотариус мог принять заявление, оно должно содержать в себе следующие факты:
  • Дату смерти наследодателя;
  • Степень родства;
  • Перечисление наследуемого имущества (с указанием места его нахождения);
  • Кто еще является наследником;
  • Перечень предоставляемых документов;
  •  ... дополнительно, зависит от обстоятельств.

Этап №2: Открытие наследственного дела

Открытие наследственного дела - одно из нотариальных действий, которое происходит в момент когда вы подали нотариусу заявление о принятии наследства и нотариус счел возможным открыть и вести ваше наследственное дело.
 
Наследственное дело существует в двух форматах одновременно:
 
Виртуальном:
Это запись в реестре, которую делает нотариус, о том, что на данное наследство подано заявление со стороны наследника и что наследственное дело по данному имуществу открыто. Это нужно для того, чтобы не существовало двух и более наследственных дел по одному и тому же имуществу. Этим кстати и объясняется рекомендация подавать заявление как можно раньше, чтобы наследник решивший получить наследство не столкнулся с ситуацией, когда на это имущество уже открыто наследственное дело, на него претендует кто-то другой, нотариус у которого открывалось наследственное дело работает в местности куда сложно добираться и с ним не комфортно работать. 
 
Физическом:
Это папка с файлами и документами необходимыми для открытия наследства, определения наследственной массы (имущества), распределения долей среди наследников, выдачи свидетельства о праве на наследство, регистрацией прав на имущество и т.п. Одну часть этих документов предоставляет наследник во время подачи заявления и/или доносит (или досылает) позже, другую часть запрашивает по своим каналам нотариус. 
 
 

На что необходимо обратить внимание!

 
На выбор нотариуса:
 
1. Никто кроме нотариуса не имеет права открыть и вести наследственное дело.
2. От компетентности нотариуса зависит “судьба” наследства:
  • сможет ли наследник пользоваться положенным ему имуществом;
  • вся ли наследственная масса будет учтена или что-то будет потеряно;
  • возникнут ли проблемы, которые придется решать путем обращения в суд.
3. Вы не сможете “поменять” нотариуса если он окажется некомпетентным. 
 
Не все нотариусы готовы работать с наследственными делами (хотя все имеют на это право). Связано это с тем, что приняв заявление от первого заявителя, и тем самым открыв наследственное дело, нотариус не может знать о других лицах, которые могут в дальнейшем претендовать на это же имущество. Ситуации когда спустя время появляются обиженные или “забытые” родственники, юрлица, госструктуры… претендующие на это же наследство, скорее правило чем редкость. 
 
Грамотный и опытный нотариус ознакомившись с документами и задав ряд уточняющих вопросов еще при первой встрече с заявителем может предположить степень сложности предстоящей работы. Более того, некоторые из нотариусов решив что наследство спорное и будет в дальнейшем отнимать время для участия в судебных заседаниях, могут перестраховаться и отказать в открытии наследственного дела мотивируя это недостатком документов.
 
В свою очередь, молодой (неопытный) нотариус может “взять в работу” любое наследство, либо не осознавая меру ответственности, либо для того чтобы обучиться “в бою”. 
 
Этап №3: Свидетельство о праве на наследство.
 
Свидетельство о праве на наследство - это тот документ, который позволяет наследнику полноценно и без ограничений распоряжаться имуществом.
Отличительным свойством наследственного имущества есть тот факт, что право на него возникает в день открытия наследства, то есть в день смерти наследодателя. Свидетельство о праве на наследство только подтверждает это право. Фактически, даже не предпринимая никаких действий наследники сразу же имеют право на наследуемое имущество, но в этом и кроется подвох. 
 
Что если наследник не один и каждый из наследников считает что только он имеет право на оставшееся после умершего имущество или считает что ему принадлежит больше чем считают другие, или претендует на то имущество, которое другой наследник считает своим. 
 
Как вы отнесетесь к тому что в один их дней появятся официальные лица из исполнительной службы и сообщат что в 24 часа вам нужно освободить квартиру, так как она принадлежит родственнику, который на словах вам сказал “мне ничего не надо”, а сам оформил недвижимость на себя. 
 
Какие чувства вы будете испытывать узнав что могли бы всю жизнь получать солидное авторское вознаграждение полагающееся вам как наследнику если бы вовремя оформили наследство, которое включает в себя и подобные выплаты. 
 
Таким образом, пока свидетельство о праве на наследство не получено и этот факт не внесен в реестр, вокруг этого имущества могут происходить (и происходят) человеческие драмы только потому что имуществом на которое не оформлено свидетельство может пользоваться кто угодно, например по “праву силы” или используя различные мошеннические схемы. 
 
"Никогда не говорите, что знаете человека, если вы не делили с ним наследство."
(Йоханн Лаватер)

Утеря/ошибки в правовых документах

Если вы потеряли правоустанавливающие документы или обнаружили в них ошибку – не отчаивайтесь, специалисты нашей компании помогут в кратчайшие сроки восстановить/исправить ошибку, и вы сможете осуществить задачу, которая перед вами стоит!

Будьте внимательны

Нотариусы рассказали, какие риски ждут граждан при заключении сделок с недвижимостью.

В начале года, с момента перехода полномочий Бюро технической инвентаризации к государственным регистраторам, наряду с некоторыми удобствами, появился и ряд проблем и рисков, связанных с регистрацией сделок на недвижимость.

Нотариусы объясняют, что не стоит полагаться только на регистратора при заключении сделки, ведь в полномочия и сферу ответственности нотариуса входит по сути только поверхностная проверка документов и прав собственности на недвижимость (которые проверяются по электронным базам, которые на данный момент заполнены не полностью).

 И в то время, как нотариус застрахован от ошибки — существует даже специальная профессиональная страховка на сумму около $100 тыс. на случай, если деятельность нотариуса стала причиной нанесения материального ущерба клиенту, — свои же ошибки, каждый клиент должен подстраховывать самостоятельно.

Следует также отметить, что нотариус не должен и не будет нести уголовную или какую-либо другу ответственность за чьи-либо преступные действия — ведь по нынешнему законодательству стороны договора сами отвечают за документы, которые они подают.

Нотариусы не могут нести ответственность за регистрацию подделанных документов уже потому, что не имеют инструментов, необходимых для проверки таких документов. Единственный инструмент в руках регистраторов — электронные базы данных. Но поскольку они заполнены не полностью, то и быть на 100% уверенными в результатах такой проверки нельзя.

Ситуация 1:

Если же квартира была приобретена давно, то нужно быть готовым, что сделка будет отложена. Нотариус будет делать запрос в БТИ.

Зачем это делается? Технический прогресс – палка о двух концах. Сейчас не составляет труда «изготовить» правоустанавливающий документ, голограммы и штамп БТИ. То есть, не совсем честные люди могут продать не принадлежащее им имущество – просто «состряпав» нужные документы. Новый реестр пуст, и это дает возможность для различных злоупотреблений. Продаст такой «не-продавец» чужую квартиру, получит деньги и исчезнет восвояси. А нотариусу – отвечать.

Ситуация 2:

Был себе собственник квартиры. Потерял он правоустанавливающие документы на нее. Сделал себе дубликат. По дубликату продал квартиру, а сейчас «неожиданно» нашел оригинал. И, пользуясь «пустотой» нового реестра пытается продать уже проданную квартиру. И снова нотариусу отвечать.

Именно для того, чтобы избежать подобных ситуаций, нотариус делает запрос в БТИ – за кем, собственно, числится недвижимость, для продажи которой к нему, нотариусу, обратились.

После того, как БТИ подтвердит регистрацию права собственности (ответит на запрос), нотариус сможет внести сведения о нынешнем собственнике в реестр, провести сделку и зарегистрировать право собственности за новым собственником (покупателем).

Однако не все нотариусы будут поступать таким образом. Нужно быть готовыми, что нотариус, не увидев подлежащую продаже квартиру в РПВН (старом реестре), сразу направит продавца в регистрационную службу (по первому пути). Это, конечно, безопаснее. В таких случаях можно поискать другого нотариуса либо все-таки внести сведения о квартире в новый реестр своими силами, навестив регистрационную службу.

Рано или поздно, все процедурные вопросы приходят к логическому завершению. Венцом всей этой процессии, естественно, будет заключение договора купли-продажи.

Еще одним риском при оформлении документов является то, что нотариус не проверяет перепланировку и переоборудование помещений. Это является лазейкой для мошенников. Ведь хозяин квартиры мог в результате перепланировки и несущие стены снести. Нотариусу ничего не остается, как поверить на слово. Проверка же квартиры — задача и обязанность покупателя.